Помощь ребенку с уроками


фото Первый класс помощьШкола, школа… Это только сторонние наблюдатели уверены, что мы проводим в ней всего-навсего 11 лет:

на практике получается иначе, хотя бы только потому, что однажды школьный порог переступают наши дети.

Очень хочется сделать так, чтобы с первых же дней ребенку понравилось учиться, чтобы ему было там действительно интересно, чтобы сам процесс познания не на шутку привлекал его. Только как ему помочь? Выполнять за него домашние задания – глупая затея: ведь так мы никогда не приучим его к самостоятельности и умению преодолевать трудности. Может, не влезать вообще? Тоже несерьезно, скажу я тебе: время, потраченное на занятия с ребенком в первые месяцы обучения в школе, обратнопропорционально тому времени, которое ты будешь сидеть над уроками с ним в старших классах. Поэтому именно сейчас стоит просто набраться терпения и тренироваться, тренироваться, тренироваться…

Скажешь, ерунда какая-то?! Подумаешь, палочки да крючочки! Ну да, подумаешь! Только заодно подумай, сколько времени ты билась над ними когда-то и какое незаурядное упорство проявляли они, когда ни за какие коврижки не хотели правильно устраиваться на строчках…

Вспоминаю свой первый класс. Мама тогда каким-то образом умудрилась взять отпуск за два года (по-моему, она в предыдущем году работала вообще без него, чтобы заработать видео здесь). И все ради того, чтобы в течение первой четверти рисовать со мной эти самые крючочки… Помимо стандартного набора «круглых» букв, которые выходили у меня исключительно угловатыми, помню, как я «застряла» на букве «у»: нижний крючок выходил у меня очень маленьким и больше напоминал крючок у «ц». И вот когда я уже исписала этими крючками целую страницу, мама в первый раз начала нервничать… Если бы кто знал, как мне было обидно… Нет, не потому что крючки не выходят: мне казалось, что они это делают специально – чтобы позлить маму…

Порой сейчас мне кажется, что без той закалки и без той маминой поддержки я бы не достигла всего того, чего достигла и – самое главное – чего собираюсь достичь. И вот если на душе становится чертовски плохо, я вспоминаю про ту самую букву «у»: ведь с ней-то я сладила! Значит, и тут все встанет на свои места!

Что я хочу всем этим сказать? Да то, что без твоей поддержки ребенок просто не справится с тем психологическим стрессом, который неизбежен в первые школьные месяцы. Здесь все совсем не так, как было в детском саду; здесь есть система контроля и оценивания – пусть даже в виде солнышек и бабочек! Здесь к нему иное отношение – как к ученику – и здесь он не только «может» – он «должен». Поэтому не предоставляй ребенка самому себе – даже если у тебя есть именно такой печальный опыт! Сделать его увереннее в собственных силах в состоянии только самые близкие люди – разве ты себя не относишь к числу последних?

Получается, первая заповедь, которая отныне должна быть непререкаемой, – ребенку надо помогать. Причем помощь заключается не в банальной моральной поддержке и совместном пожимании плечами из-за неудачи или проливании слез над «зеленым бегемотиком», обозначающим откровенную двойку. Помогать – значит разбираться, что ребенок смог усвоить, а что ему никак не дается. Может быть, попробовать объяснить по-своему (иногда такое разностороннее объяснение – правильное учительское и бытовое родительское очень даже помогает, и ребенок через какое-то время начинает сам «переводить» практически научные формулировки на «человеческий» язык). Может быть, нарисовать яблоки и морковки или вырезать из бумаги – заодно и моторику потренируешь! – и потом еще раз покорпеть над задачей.

Только без нервов! Ребенок сам переживает, что не смог все усвоить. Почему это произошло? В принципе, причин может быть очень даже много: отвлекся, замечтался, не привык к манере объяснения, не поспевает за ним соображать в силу природной медлительности, не отличается самоорганизованностью… Только не надо сразу же во всем обвинять учителя: добрая половина твоих «талантов» благополучно перекочевала к нему, да и потом к чему искать виноватого? Это ведь твой ребенок, и это ему что-то непонятно! Может быть стоит помочь ему научиться именно организованности – и тогда все пойдет дальше как по маслу! В любом случае все твои усилия воздадутся сторицей – и причем «вознаграждение» не заставит себя ждать.

Только сразу хочу сказать еще одно: в школу ребенок ходит не за оценками! Поэтому ругать за них, требовать «пятерок» – дело неблагодарное. Дети легко умеют выворачиваться: они с легкостью договариваются с кем-то из одноклассников – и Алле! – в тетрадке появляется вожделенная отметка. Только что за этим стоит? Получается, приучаем сразу же ко вранью? А вот отмахиваться не стоит: потом еще как хлебнешь в старших классах, когда все оценки перед выпускными экзаменами окажутся липовыми…

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика